У нашего кино есть шансы, чтобы полюбиться собственному зрителю на уровне зарубежных хотя бы. Это была одна из мыслей после просмотра.

Итак, кинолента «Царь». Время правления Иоанна IV. В учебниках по истории правление первого царя расписывается смачно, с применением готовых сюжетов к триллерам. И фильм Лунгина с готовностью следует этой традиции воспевания «кровавого тирана». Впрочем, на деле всё так, да не эдак. Ибо образ Грозного, созданный Мамоновым с Лунгиным, гипертрофирован в нужную для искусства сторону. На историческую достоверность картина и не претендует.

Сначала разберусь с фоном историческим. Нервным историкам и патриотам не смотреть: не выдержите. Больше матюков (в приличной форме) пришлось на изображённого царя Иоанна. В принципе, трактовка как трактовка, разве что с его зверствами палку перегнули. То, что нашу историю выставляют в неприглядном виде — извиняюсь, кто будет художественными фильмами в дискуссиях козырять? А за рубежом и так своё мнение сложилось о нас, и они, соответственно этому мнению, или плюнут на достоверность, или подтвердят свои подозрения.

Теперь о самом фильме. Тут уж если и есть минусики, то они с лихвой перекрываются плюсами. Во-первых, декорации и костюмы.

Во-вторых, музыка: то торжественно-царственная, то тревожная, то подыгрывает фону.

В-третьих, актёры. Олег Янковский, светлая ему память, играл… да, «как» в последний раз. Янковский обошёлся минимум мимике — но в его глазах вы прочитаете ВСЁ.

Пётр Мамонов всё-таки не полностью отошёл от отца Анатолия в «Острове». Сходство усугубилось его ночной беседой с каторжным, где он «играл за двоих». Сам Иоанн Грозный получился всё-таки чересчур взбаламошным. И усердно готовящемся к концу света. Если учесть, что до фильма прокрутили трейлер фильма «2012», то это стремление царя обезопасить себя кажется несколько наигранным.

Юрий Кузнецов. Вот его исполнение Малюты Скуратова стоит видеть, не пожалеете.

Александр Домогаров. Его Басманов получился более понятным и односторонним типом, чем Малюта, но исполнение… Трудно отвернуться.

И сделан фильм не для того, чтобы на потеху зарубежникам выпятить нас неприглядно. Из сценок/эпизодов можно многое увидеть….

Скажем, когда народу бросают деньгу. Народ радуется, видя снисхождение царицы и царя. Да только это всё больше напоминает игру в кошки-мышки. Гуляй, но в пределах разумного. Обычный метод власти: задобрив народ вершить свои делишки, дабы народ не отвлекался.

Но народ всё же способен даже такому грозному царю дать отпор. Не зря же в последней сцене в воздухе повисает вопрос: «Где мой народ?«

Всё-таки больше подняты проблемы Власти. Царь искренне верует, что он творит благо для народа, топя его в крови. Правда, верит искренне, не то, что сегодняшние «царьки». Он издаёт указы о казнях…. и молится ночами, выпрашивая у Бога прощение. Но к чужим мольбам остаётся глух. И разыгрывает бой с заранее известным всем исходом, кто победит, при этом усмехаясь, дескать, победа всё равно за тем. И стоит чему-либо нарушиться, как вся самоуверенность царя исчезает…

Это — лишь некоторые мысли.

Достоинство фильма так же и в обилии запоминающихся сцен. Пожалуй, самая лучшая сцена была, когда медведь нанёс свой самый страшный и беспощадный удар. Этот удар, похоже, и по зрителям попал — в кинозале словно все вымерли и краями глаз было видно, что все смотрят на экран. И — боль в глазах митрополита Филиппа.

Итог. Фильм ругаем за показ нашей истории не в самом правдивом свете. Да только попутно отбрасывается его конфликт, ради которого и был затеян проект.

К сожалению, характеры героев так и не изменились к концу фильма.

В итоге советую сходить на фильм и призадуматься над ним.

9 из 10

Ваш комментарий


Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.