"Если не существует никакого божества, стоящего вне мира, кто же тогда создал мир?

- Если вы так привязаны к слову "Бог", тогда Бог - это сама Вселенная, а Вселенная - Бог. Говорить, что Бог создал Вселенную, а затем утверждать, что Он стоит вне её, будет противоречием. Ни Бог, ни какое-либо иное существо не может пребывать вне единства. Ранние христиане понимали это лучше, но более поздние поколения с их меньшим пониманием поместили Бога за пределы вселенной. Иными словами, они создали Бога. Мы ежедневно создаем мир каждое мгновенье. Когда мы спим, ничего нет; но когда мы просыпаемся, в ту же секунду внешние чувства создают мир форм, цвета, вкуса, прикосновения.
Буддисты видят в мире текучий феномен, состоящий из различных взаимоотношений; но они не считают, что он создан каким бы то ни было божеством. Эйнштейн ввёл понятие относительности в научное знание, и этот принцип с тех пор получил подтверждение в лабораториях научного мира.
Этот мир понимается буддистами во взаимоотношения субъективного и объективного. Будда пришел к выводу, что без такого взаимоотношения между миром и элементами, между субъективным и объективным, нет ничего. Если вы думаете, что этот мир создан каким-то высшим существом, тогда вы должны ощутить своё полное бессилие что-то в нем изменить, и таким образом, предоставить свою судьбу в зависимость от милости Творца. А буддисты знают, что мир есть ваше собственное создание: вы можете изменить его, перестроить или улучшить его так, чтобы он соответствовал вашей воле".

Нёгена Сэндзаки, "Буддизм и дзэн"

Ваш комментарий


Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.